Независимая газета,
19 ноября 2017 г.
Правительство не хочет повторения истории «ВИМ-Авиа»
807 просмотров
В России может появиться компенсационный фонд объемом 2 млрд руб., из которого власти будут финансировать экстренный вывоз пассажиров, воспользовавшихся услугами обанкротившихся авиакомпаний. Теоретически если нагрузку по наполнению фонда переложат на пассажиров, это обойдется каждому покупателю авиабилетов в 20 руб. Но история с «ВИМ-Авиа» показывает, что на самом деле компенсация за вывоз одного пассажира должна составлять как минимум 10 тыс. руб. Значит, если в стране обанкротится сразу несколько крупных авиакомпаний, то заявленного властями фонда не хватит, как уже не хватает денег для компенсации банкротств банков.
Раскритикованный президентом Минтранс, а также Минфин и «Аэрофлот» займутся созданием в стране такой системы, которая позволит финансировать расходы на экстренный вывоз пассажиров, в случае если их авиакомпания обанкротится. Такое поручение дал премьер Дмитрий Медведев, о чем вчера появилась информация на сайте правительства.
У ведомств осталась буквально неделя на то, чтобы представить предложения по созданию этой системы. Они должны проработать варианты «использования денежных средств компенсационного фонда, формируемого в соответствии с законодательством об обязательном страховании гражданской ответственности перевозчика, или денежных средств, получаемых «Аэрофлотом» от иностранных авиаперевозчиков за пролет над территорией РФ». Речь идет о платежах иностранных компаний за транссибирские перелеты.
Как пояснил вчера глава Минтранса Максим Соколов, фонд «должен быть в пределах 2 млрд руб.». «Этого будет вполне достаточно. Формироваться он может постепенно», – уточнил министр.
Других деталей не сообщается. «Минтранс проработает поручение совместно с причастными структурами и в установленный срок представит свои предложения в правительство», – сказали вчера «НГ» в пресс-службе министерства. «Минфин рассмотрит предложения по структуре и механизму формирования фонда в установленном порядке после поступления предложений от Минтранса», – пояснили в пресс-службе финансового ведомства.
Пока остается только гадать, переложат ли авиакомпании нагрузку на пассажиров, и если да, то насколько подорожают билеты. Одна из наиболее приятных для пассажиров версий – подорожание будет символическим. По Росстату, в 2016 году в России было перевезено воздушным транспортом около 91 млн человек. Получается, если авиабилеты и подорожают из-за создания фонда объемом 2 млрд руб., то буквально на 20–22 руб.
По словам опрошенных экспертов, о последствиях пока трудно судить. «По моему мнению, идея здравая: фонд призван страховать возможные банкротства авиакомпаний. Но это, безусловно, вызовет рост тарифов на 2-3%, – поясняет доцент Института бизнеса и делового администрирования РАНХиГС Эмиль Мартиросян. – Однако я вижу альтернативное решение, а именно: создание внутренних альянсов, участники которых смогут страховать друг друга в случае коллапсов».
«Все будет зависеть от механизмов сбора средств. Если это будет какой-то процент от цены билета, именно эта величина может быть «добавлена» к итоговой стоимости билета, так как компании могут попробовать переложить эту надбавку на пассажиров», – предполагает старший аналитик «Фридом Финанс» Богдан Зварич. Если же фонд не создадут, а за компенсацию экстренных расходов возьмутся страховщики, тогда, по словам эксперта, страховые компании могут назначить высокие тарифы, которые скорее всего тоже «ударят» по карману пассажиров. «Сектор авиаперевозок сейчас находится в затруднительном положении на фоне роста цен на авиационное топливо при сохранении цен на билеты», – добавляет Зварич.
Как предупреждает аналитик «Финам» Алексей Калачев, «любая дополнительная финансовая нагрузка на региональных перевозчиков может ухудшить их положение».
Причем эксперт поясняет, что «далеко не все и не всегда могут переложить нагрузку на пассажиров». Цены на билеты, как он замечает, в некоторых случаях даже снижаются: «По данным Росстата, средняя стоимость полета в салоне экономического класса самолета в расчете на 1000 км в этом году даже снизилась на 4% по сравнению с прошлым годом. Это при том, что топливо подорожало примерно на 20%». Так что некоторые авиакомпании оказались на грани рентабельности, обращает внимание эксперт.
«Создавая фонд, правительство признает, что отрасль авиаперевозок находится в уязвимом положении, поправить которое иными способами не получается», – говорит Калачев.
Однако, уточним, механизм компенсационных фондов успешно работает тогда, когда экономическая ситуация в стране более или менее благополучная, когда есть устойчивый экономический рост и когда банкротства – это редкое явление, форс-мажор. Но в условиях вялотекущего кризиса, когда страну накрывает одна волна банкротств за другой, компенсационных фондов уже не хватает, и им самим требуется помощь «извне»: из федерального бюджета или резервов. Это касается и банковской сферы, и туристической отрасли, и рынка авиаперевозок.
Центр макроэкономического анализа и краткосрочного прогнозирования ранее сообщил, что по итогам третьего квартала число банкротств в экономике вновь увеличилось – на 12,4% относительно третьего квартала 2016-го (см. «НГ» от 12.11.17). Причем в отдельно взятой сфере транспорта и связи число банкротств выросло почти на 20% в годовом выражении.
В прессе уже появлялись оценки, что по директиве правительства «Аэрофлот» должен был направить на решение проблем с перевозкой пассажиров обанкротившейся «ВИМ-Авиа» около 1,8–1,9 млрд руб. из транссибирского роялти. Об этом сообщали источники в авиаотрасли, опрошенные ТАСС и Reuters (см. «НГ» от 01.10.17). Перед банкротством десятая по величине авиакомпания России «ВИМ-Авиа» продала почти 197 тыс. билетов, из них 101 тыс. билетов была реализована в рамках турпакетов, уточняли в Ростуризме.
Из чего можно сделать вывод, что на самом деле компенсация за вывоз каждого пассажира должна быть как минимум около 10 тыс. руб. Заявленного Минтрансом объема фонда явно не хватит в том случае, если в стране обанкротится сразу несколько крупных авиакомпаний. Фонд объемом 2 млрд руб. можно назвать скорее одноразовым. И если власти решат, что в нем должно аккумулироваться средств значительно больше, чем несколько миллиардов рублей, тогда подорожание авиабилетов для пассажиров вряд ли ограничится 20 рублями.
Анастасия БАШКАТОВА, Заместитель заведующего отделом экономики «Независимой газеты»
Вся пресса за 19 ноября 2017 г.
Смотрите другие материалы по этой тематике: Ассоциации, союзы, пулы, фонды, Авиационное страхование, Страхование ответственности перевозчиков
В материале упоминаются: |
Компании, организации:
|
|
 |
|
Установите трансляцию заголовков прессы на своем сайте
|
|
 |
Архив прессы
|
|
|
 |
Текущая пресса
 |
| |
13 мая 2025 г.

|
|
Гарант.ру, 13 мая 2025 г.
Суд не признал недобросовестным застраховавшего себя более 60 раз гражданина

|
|
Финам.Ru, 13 мая 2025 г.
Глава UnitedHealth уходит в отставку

|
|
ТАСС, 13 мая 2025 г.
Московский метрополитен планирует застраховать более 5 тыс. объектов

|
|
Travel Russian News, 13 мая 2025 г.
Сколько заплатят страховщики за задержки рейсов на майских праздниках?

|
|
Курсив, Ташкент, 13 мая 2025 г.
Apex Insurance возглавил рейтинг страховщиков Узбекистана

|
|
Saratovnews, Саратов, 13 мая 2025 г.
Саратовцам объяснили причины аннулирования полиса ОМС

|
|
КонсультантПлюс, 13 мая 2025 г.
Суды поддержали клинику, которая проводила диализ на дому по ОМС

|
|
ТурДом, 13 мая 2025 г.
Алкоголь и страховка: почему разбившемуся в Турции россиянину отказали в страховой выплате

|
|
РИАМО, 13 мая 2025 г.
Возможность добровольного страхования жилья — в платежных документах МосОблЕИРЦ

|
|
Казахстанский портал о страховании, 13 мая 2025 г.
Азия демонстрирует самый большой разрыв в страховой защите

|
|
02.мвд.рф, Уфа, 13 мая 2025 г.
Мошенники часто выдают себя за сотрудников страховых компаний

|
|
Известия онлайн, 13 мая 2025 г.
Эксперты назвали туристам из РФ самые дешевые страны для прохождения лечения

|
|
Frank Media, 13 мая 2025 г.
Страховые компании упрощают выплаты при задержках рейсов

|
|
Банковское обозрение, 13 мая 2025 г.
Объем рынка страхования сократится на 1,4% к концу 2025 года

|
|
Финмаркет, 13 мая 2025 г.
Общие страховые сборы снизятся на 1,4% в 2025 году, завершится эпоха экстенсивного роста - НКР

|
|
РБК (RBC.ru), 13 мая 2025 г.
Больше выгоды и меньше рутины: как ИИ меняет страхование

|
|
Краснодарские известия, 13 мая 2025 г.
В Госдуме предложили включить ОСАГО в стоимость аренды самокатов

|
 Остальные материалы за 13 мая 2025 г. |
 Самое главное
 Найти
: по изданию
, по теме
, за период
 Получать: на e-mail, на свой сайт
|
|
|
|
|
|